1С:Франчайзи "ИТЭС-Консалтинг"
ООО "ИТЭС-Консалтинг", Тел./факс: (3452) 59-34-61, ICQ: 579857966
Список ЦСО г. Тюмени
Главная
Услуги
Актуальные статьи
О компании
Скачать
Учится, учится и учится
Скидки на обучение
Фирма 1С
Для бухгалтера
Оборудование

Особенности учета в автономных учреждениях

Аттестованный аудитор,
к.э.н., доцент кафедры
учета и налогообложения «ТГАМЭУП»
О.А. Кузьменко
16.05.2010

Развитие рыночных отношений в современной России оказывает существенное влияние не только на коммерческие организации, но и бюджетные. Примером тому служит Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 годах». В этом документе предусмотрено повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания. Происходящий процесс напрямую связан с реорганизацией бюджетных организаций в особенный вид некоммерческих организаций – автономные учреждения.

Появление в 2006 году Федерального закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее ФЗ №174) вызвало большой диссонанс в бухгалтерских кругах. Это было обосновано появлением в российской правой практике новой организационно-правовой формы – автономное учреждение.

Многие бухгалтера и аудиторы отождествляли данную форму с некоммерческими организациями, читая точное определение в тексте федерального закона, поэтому и строили свой учетный процесс согласно данного требования, приобщая к этой структуре еще и элементы бюджетного учета.

Однако, опыт работы автономных учреждений показал, что это особый тип хозяйствующего субъекта, поэтому и вопросы организации бухгалтерского учета, применимые к нему – уникальны. Важно отметить, что знание только нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и норм ФЗ № 174 не дает возможности построить эффективную систему учета с наименьшими налоговыми последствиями.

Наработки последних лет показали, что практики - бухгалтеры автономных учреждений сталкиваются как минимум с двумя проблемами: построение системы бухгалтерского и налогового учета и программное обеспечение.

При рассмотрении вопроса об организации бухгалтерского и налогового учета в первую очередь возникала проблема учета имущества, переданного в оперативное управление автономному учреждению, о порядке налогообложения имущества, полученного в качестве пожертвования или финансовой помощи.

Однако эти проблемы были не исчерпывающими. В большинстве случаев бухгалтеры сталкивались с неоднозначным толкованием норм Налогового Кодекса, в котором автономное учреждение встречается только один раз в п.п. 1 ст. 251. Все остальные нормы относятся либо к бюджетным, либо коммерческим организациям.

Выход из состава бюджетных учреждений привел к очередной проблеме – недостатке средств. Ведь согласно требованиям закона учредитель финансирует только нормативные затраты на содержание имущества автономного учреждения, но не их фактическую величину. Поэтому в деятельности автономных учреждений появлялись все новые и новые источники финансирования: государственные и муниципальные в виде субсидирования, грантов, целевого финансирования, и средства частных лиц и компаний как пожертвования, спонсорство, благотворительность. Однако использование этих источников, в случае их неправильного документального и бухгалтерского оформления, приводили к появлению налоговых последствий.

Таким образом, решение одной проблемы порождало появление другой.

Практическая деятельность в автономных учреждениях показала, что при формировании системы учетного процесса необходимо учитывать не только статус учреждения, его отраслевую специфику, но и финансовые возможности. Следовательно, решая возникшие проблемы нужно учитывать все эти факторы.

Специалисты компании "ИТЭС" совместно с аудиторскими фирмами, консультационными центрами высших учебных заведений, специалистами государственных структур наработали и провели серию семинаров по вопросам бухгалтерского учета, и особенностям налогообложения автономных учреждений.

Всего за этот период наработано 9 тем и проведено около 30 малоформатных (до 10 участников) семинаров. Проведение именно малоформатных семинаров, позволило участникам семинара хорошо усвоить материал и получить ответы на интересующие вопросы.

Многолетний опыт совместной работы позволил не только наработать определенную практику помощи специалистам автономных учреждений в решении их проблем, связанных с организацией бухгалтерского и налогового учета, но и способствовал значительному улучшению функциональных возможностей программного продукта для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений.

Прочитать остальные статьи... Подробнее о наших консультациях... Книги по 1С... Подробнее об обучении на курсах 1С:Предприятие 8...
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.
© ООО "ИТЭС-Консалтинг", 2001-2017 г. Тюмень, ул. Черниговская 5, корп. 2, офис 710. Тел./факс: (3452) 59-34-61